1. Пациенту нужно осознавать, что в стрессе находится не только он, а также его близкие, которые тоже сейчас испытывают страхи, злость, вину, отчаяние, депрессию и проходят те же стадии, что и он.
2. Частые проявления стресса у близких, реакции: "бюро советов", гиперопека, сюсюкание, навязчивая поддержка, даже игнорирование и холодность. Таким образом люди по разному пытаются справится с вулканом их эмоций.
3. Основная задача пациента в общении с окружением: защитить свою психику!
4. Откровенность в общении помогает избежать непонимания, обид, разочарований.
5. Помните, жалость всегда токсична, она унижает личность. Выстраивайте свою границу, не разрешайте себя жалеть (постоянно).
6. Иногда можно ранить пациента не столько словами, сколько выражением лица или слезами.
7. Задача близких - принимать и уважать все то, что чувствует и говорит пациент, даже если не согласны. Он так чувствует! Помогите ему вопросами: а что ты чувствуешь? а почему так? а что с можешь с этим сделать?
8. Поддержка реальными поступками иногда лучше тысячи слов. Озаботьтесь питанием пациента, помогите ему разработать план упражнений, гуляйте с ним, забирайте детей на время, но не снимайте с него всех обязанностей, так он уйдет в болезнь с головой.
9. Существуют банальные фразы, которые несут на деле разрушительные послания человеку. Учимся по чек-листу их распознавать и менять.
10. Канал доверия устанавливается тогда, когда люди искренне говорят друг другу о том, что им страшно, что они растеряны, или наоборот, что рады, что чего-то достигли. Доверяют свои чувства.